Operation Flashpoint: Холодная война и Красный молот Обзор
- Жанр: Тактический командный 3D шутер от 1/3 лица
- Разработчик: Bohemia Interactive
- Издатель: Codemasters
- Локализация: Buka Entertainment
- Рейтинг Графика
- Звук
- Интересность
Предисловие
Весной просыпается и оживает не только природа. Полноводной рекой наполнили прилавки магазинов и лотков хлынувшие волной новые игры. И среди прочих появилась долгожданная локализация вышедшей чуть ли не полгода назад игры Operation Flashpoint: Cold War Crisis. И в этом сокрушающем потоке новых компьютерных игрушек она могла бы и затеряться, если бы была обычной и ничем не примечательной игрой. Но Operation Flashpoint - это игра, которой следует уделить пристальное внимание. К данной игрушке следует отнестись серьезнее, чем к сотням прочих поделок, пусть ими и переполнен рынок компьютерных игр. А вот почему, я и постараюсь осветить ниже.
Что в имени тебе моем
Сразу признаюсь: в ноябре 2001 года новая игра прошла мимо моего внимания, как, впрочем, и мимо внимания многих других геймеров. Да и не рекламировали эту игру особо, как, например Mortal Combat. Можно сказать, что ее не ждали. Вроде бы и имена разработчика и издателя игры широко распространенны и известны. Может, думали: да что там такого особенного придумают эти чехи?! Забывая при этом, что никому не известные разработчики из Закарпатья создали такой неповторимый шедевр жанра FPS с названием Serious Sam, который еще долго не будет превзойден, и еще длительное время будет служить эталоном оценки новых игр.
Сюрпризы возможны всегда и везде. Так получилось и на этот раз. Шло время, ни шатко, ни валко двигались работы по локализации игры (кстати, замечу мимоходом, что локализация вышла дерьмовенькая: речь не переведена абсолютно, все свелось к субтитрам аршинными буквами, даже играя за русского героя Дмитрия Лукина, мы слышим английскую речь). А, вместе с тем, игра приобретала своих поклонников и фанатов, которые несли в широкие геймерские массы семя информации об этой игре. И вот уже об игре Operation Flashpoint стали упоминать чаще. Её стали искать, спрашивать. Да еще разработчики анонсировали официальное дополнение к игре под названием Красный Молот (Red Hammer). Да и фанаты привносили свою лепту, создавая новые миссии.
В общем, название Operation Flashpoint все чаще стало носиться на слуху. И частица конформизма заставила меня приобрести свеженькую локализацию. Честно скажу, едва посмотрев новую игру, я был сильно разочарован. "Господи, что за ерунду я взял?!" - такова была моя первая мысль. Но, как говорил еще Фридрих Ницше "Мне это непонятно. Следовательно, я не дорос до этого. - Сказал ли так хотя бы один человек?" И я двинулся дальше по незнакомой и непонятной мне игре. Едва преодолев первый барьер, а таковым было то, что меня пару раз убивали, когда я даже не видел противника. Разобравшись, что к чему, я уверенно двинулся по миссиям дальше. И теперь скажу, что подобного кайфа и удовлетворения, как от процесса игры, так и от самой игры не получал уже давно.
Даже славная игра Medal of Honor не привносила в мою душу такого отдохновения и ощущения полета. Игру в Operation Flashpoint можно сравнить только с игрой в шахматы. Где возможны тысячи комбинаций, но только считанные из них приведут тебя к победе.
Особенности и колорит
Игра Operation Flashpoint очень сильно отличается от всех прочих игр. Как жанра FPS, так и тактических командных шутеров, в частности. Хотя аналогии со многими играми этого жанра просто напрашиваются на язык. Сходства, общие черты есть, и все-таки позволю себе заметить: это новая и оригинальная игра, ничего общего не имеющая со всеми прочими играми. (Только, пожалуйста, не сравнивайте ее с Delta Force!)
Прежде всего, бросается в глаза то, что игру Operation Flashpoint постарались сделать максимально реалистичной. И это не просто слова. Представьте себя в совершенно незнакомом месте. Как вы будете там ориентироваться? То-то! Запутаетесь с первых же шагов, ничего знакомого и примечательного. И совершенно непонятно, где скрывается враг. Он может быть за углом дома или за каким-либо кустом. Но за каким? Как вы станете себя тогда вести? Да еще помня при этом, что одна-две пули (смотря, куда попадет) для вас смертельны. И никаких аптечек, восстанавливающих здоровье. А пройти надо огромные пространства, и выполнить при этом множество заданий в боевом постоянном контакте с солдатами и техникой противника, которым несть числа. Вот и приходится всю игру проползать на пузе, чтобы невзначай не получить пулю в башку. Или, в лучшем случае, ходить постоянно с оглядкой.
Именно поэтому в игре нет постоянно присутствующих на экране индикаторов здоровья, брони, боеприпасов (этот последний высвечивается только тогда, когда мы расходуем или пополняем свой боеприпас). В процессе игры экран действия девственно чист. Если не считать субтитров сообщений, которые идут по рации. Но и их можно отключить. Каждая миссия игры - это отдельная эпопея. Чтобы пройти одну единственную миссию (не из первых, - они разминочные), надо не меньше нескольких часов. В ходе выполнения одного задания, неизбежно возникнут осложнения и дополнения. И это с учетом того, что вы не схлопочите где-нибудь по дороге пулю. В лучшем случае вас перевяжут, если рядом есть санитар и он жив. А в миссиях с одиночным прохождением любое ранение - полный абзац. Реалистичность распространяется так же и на оружие, которое мы носим с собой. Больше положенного по номиналам, нормативам и логике взять не получится. Только самый минимум, необходимый для боеспособности.
Но! У каждого бойца, как своего, так и противника, оружие может быть самым различным. И мы можем, подойдя к убитому, своему или врагу, и пополнить боеприпас, и поменять его на тот, что был у сраженного. Для выполнения всех этих операций существует небольшой экранчик внизу справа, с перечислением всех возможных функций, который всплывает автоматически при приближении к объекту, или при нажатии на Enter (по умолчанию). Вот тогда можно выбрать все, что вы хотите. Вплоть до посадки в транспортную или боевую машину. В игре вам придется, если есть такое желание, поуправлять и поездить на всех видах боевой и гражданской техники, которая присутствует в игре. Это и танки (американские и советские), грузовики, джипы, БМП, вертолеты, и даже - самолет. В грузовиках, джипах можно выбрать как место водителя, так и пассажира. В танках три возможности: водитель, стрелок, командир. В вертолетах вы, как правило, пилот. Ну и, естественно, пилот в самолете.
Техника доступна как советская, так и американская. Управлять ею можно как от первого лица (изнутри кабины), так и от третьего. Достаточно нажать одну клавишу. Так же, поскольку это командный шутер и большинство миссий мы проходим в подчинении или командуя группами бойцов, - в игре предусмотрена возможность отдавать приказы, распоряжения, команды и сообщения. Возможность управления бойцами, по умолчанию, осуществляется цифровыми клавишами и клавишей Backspace. Теперь, что касается пространств. Их трудно измерить. Они практически безграничны. Действие всех и каждой миссии разворачивается на островах. И вам доступно все пространство острова, плюс водная акватория вокруг. Никаких преград и ограничений. Врага можно обойти хоть десятой дорогой, а не переть напролом.
Деревья, кусты, деревеньки - все на месте и все при деле. Это немногие, но основные из особенностей игры Operation Flashpoint. Естественно все это задает свой особый колорит, не сравнимый ни с одной другой игрой. Ощущение реальности и реалистичности разворачивающегося на экране действа. Несмотря на угловатость и некоторую топорность внешности персонажей, движения всех участвующих лиц выполнены очень и очень правдоподобно. Лично мне больше нравилось играть от 3 лица, когда ты можешь наблюдать своего героя со стороны.
Дела давно минувших дней
События игры разворачиваются на реально существующем архипелаге островов в Северном Ледовитом океане, где-то между северо-восточной оконечностью Евразии и Аляской. 1985 год. Начало Перестройки в СССР. На островах Тайрон, Колгуев, Аверон, Малден возникает конфликт между группами Сопротивления. Точнее - дело темное. Может, им ихнее правительство не понравилось. Советские войска тут же спешат вклиниться в конфликт по принципу "разделяй и властвуй".
Американцы тоже не лыком шиты, и высаживают на островах свои войска. Завязывается локальный конфликт двух Супердержав, с привлечением авиации, бронетехники, вплоть до ядерного оружия. Не важно, как командиры объясняли происходящее своим войскам. Ясно, что каждый говорил "мы - хорошие, а они - плохие". В конце выяснилось (ну, тут чехи явно вложили в сценарий игры свой комплекс неполноценности и страха перед Старшим Братом), что во всем виноват Генерал Губа, бывший гэбэшник и комендант одного из лагерей ГУЛАГа.
А официальная Москва была ни при чем. Все как обычно и в реальной жизни. Что не мешало боевым действиям происходить на протяжении более чем шести месяцев. Итак, в русской локализации игры нам впервые предоставлена возможность посмотреть и поучаствовать в этом конфликте с позиций и полюсов американских солдат и офицеров, а так же советского спецназовца Дмитрия Лукина. Фактически, не говоря уже об огромных миссиях, нам предоставили три самостоятельных игры. Это Кампания за американцев (41 (!)) миссия плюс тренировка и видеоролики). Кампания за советского спецназовца Дмитрия Лукина (22 миссии). И 19 независимых миссий, не связанных в логически целостный сюжет.
Плюс возможность играть в Малтиплее через Сеть Интернет. Такого подарка и лакомого куска не предоставит ни одна другая игра. Это занятие на месяцы, при условии не вылезать из-за компьютера сутками. Тем более, что игра того заслуживает. Итак ...
1985 - новый кризис
Это кампания за американцев. Как я уже говорил, в ней 41 миссия. Проходить ее придется за четырех человек (в каждом уровне за одного из них). Хотя дальше по игре они и встречаются между собой лично. Миссии перемешаны, и выбор того или иного героя мотивируется исключительно логикой развития боевых действий.
Первый - это рядовой Армстронг. Вам придется пройти с ним от рядового салаги до лейтенанта. Испытать первую кровь, боль поражения и потери товарищей. И начать приобретать боевой опыт. Большинство миссий именно ему и посвящены. Второй, - темнокожий лейтенант Хаммер, выпускник танкового училища. С ним вы освоите вождение и бой танковых соединений. Третий, - майор, а в конце и полковник, Джеймс Гастовски. Спецназовец. С ним вы будете выполнять очень деликатные и непростые задачи, вплоть до захвата генерала Губы и уничтожения ядерной ракеты на одном из островов. Этому специалисту не противопоказано ни вождение бронемашин, ни управление воздушной техникой. Четвертый, - капитан Сэм Николс, ВВС. С этим персонажем вам придется избороздить воздушное пространство над островами, как на транспортных, так и на боевых вертолетах. Естественно, все ваши герои должны остаться в живых. А через год встретиться на одном из островов, где прошла их захватывающая молодость.
1985 - Красный молот
По видимому, необходимость и идея соединить в одном персонаже все возможности к управлению массой боевой техники, присутствующей в игре, подвигла разработчиков создать нового персонажа - российского спецназовца Дмитрия Лукина. Именно ему посвящены все 22 миссии новой кампании. Игру Дмитрий начинает обычным рядовым занюханной пехоты. В нем присутствует ореол некоей таинственности: бывший разжалованный спецназовец, согрешивший в Афгане и отправленный к черту на кулички. Но никто не знает о его прошлой жизни. И вот приказ: высадиться и захватить остров Тайрон.
Военные действия начались. Используя уже имеющийся опыт, мы с Дмитрием быстро растем в званиях, не задерживаясь на ступени рядового. Сначала сержант, а затем и лейтенант, возвращенный в спецназ. Благодаря генералу Губе. Миссии самые различные: уничтожение повстанцев на Тайроне, сопровождение подружки генерала (естественно, с засадами и их уничтожением), уничтожение десанта, высадка на побережье другого острова под огнем… В общем, было бы начало положено, а осложнения начинают прибывать одно за другим, - только успевай расхлебывать заварившуюся кашу. По возвращении в спецназ, Дмитрию Лукину дают очень деликатные поручения вроде уничтожения в глубоком тылу противника офицеров НАТО и лидеров Сопротивления.
Одним из таких лидеров оказывается бывший друг Дмитрия по Афгану, Сергей. Именно он "открывает" Лукину глаза на происходящее и на преступные намерения благодетеля Дмитрия, генерала Губы. Ясный пень: Дмитрий сразу же "прозревает" и переходит на сторону американцев. Теперь он крушит своих бывших сослуживцев, уничтожает базы снабжения и боеприпасов, танки и бронетехнику. Помогает местным партизанам изгнать советских "захватчиков". И, апогей истории, Дмитрий Лукин проникает на советскую военную базу, где его могут опознать, и помогает американцам окончательно очистить острова от советского военного присутствия. Но при этом Дмитрий умудряется вернуться домой и стать инструктором спецназа.
Естественно, что, выполняя эти и сотню прочих боевых художеств, Дмитрий пользуется всеми подручными средствами: танками, машинами, вертолетами. Полная свобода действий и полета фантазии. Пути не ограничены: иди куда хочешь, поступай, как сочтешь нужным. Главное - выполни задание. А как - на ваше усмотрение. Такой свободы выбора и нелинейности в достижении результата не знала ни одна другая игра.
Оружие
Возможность менять "стволы", пополнять боеприпас - не единственное, что характеризует оружие в игре Operation Flashpoint. Перед началом каждой миссии вы будете видеть карту и записную книжку. Прочитайте ее внимательно, ознакомьтесь с заданием и записями в дневнике.
Просмотрите предлагаемую вам амуницию. У спецназовцев (Гастовски и Лукина) и уже лейтенанта Армстронга ее можно менять, выбирая нечто другое. Так же из записной книжки можно узнать тактико-технические данные и описание каждого вида оружия. В любой момент игры можно обратиться к карте и записной книжке.
Вроде бы, оружия не так уж и много на любой момент игры, но вообще в игре его присутствует масса. Вот основные виды, которые вы можете иметь сами, снять с убитых товарищей и врагов:
Автоматы
- АК-47
- АК-47CZ (чешского производства, иначе Sa58)
- АКС-74У с укороченным прикладом, специально предназначен для танкистов и десантников.
- HK (на базе МР-5, с глушителем) - незаменим при диверсионных операциях.
- М16А2 (американская винтовка-автомат)
- М16+М203 (с подствольным гранатометом)
- ХМ-177 (штурмовая винтовка)
Пулеметы
- Американский пулемет М-60 (100 патронов в магазине)
- Советский пулемет ПК (пулемет Калашникова) 100 патронов в магазине
- Стационарные пулеметы
Снайперские винтовки
- Американская М-21
- Советская СДВ (снайперская винтовка Драгунова)
Гранатометы
- М-72 (базука)
- М-2 Карл Густав (гранатомет шведского производства с оптическими прицелами, плюс использование в ночное время)
- РПГ-7
Взрывчатка, гранаты
- Ручная граната РГ
- Сигнальные и осветительные патроны
- Пластиковая взрывчатка (или 30 сек. взрыватель, или дистанционный подрыв)
- Противотанковые мины
- Дымовая граната
- Бинокль, часы, компас, прибор ночного видения.
Более чем внушительный список. И всем этим можно пользоваться в игре, активируя или через всплывающее меню или соответствующей клавишей. Все оружие действует и стреляет, как самое что ни на есть настоящее. Во всяком случае, ничуть не хуже.
Поляны, луга и озера. А так же птички.
Как я уже отмечал выше, эта игра очень и очень неординарна. Прежде всего, своей максимальной натуралистичностью. Поэтому здесь не встретите лишней музыки и прочего музыкального сопровождения. Музыка звучит исключительно во время начала движения или в те моменты, когда она ничему не может помешать. И в этой игре это очень приятно. Как только дошло до дела, любого, - она замолкает напрочь.
Поэтому можно слышать любые шаги, разговоры, переговоры. Стоит приникнуть к прицелу, и мы слышим прямо в ушах свое учащенное дыхание. Птички поют на природе - все словно в жизни. В общем, звук и музыка на своем месте. Не мешают, не раздражают, самое то, что надо.
То же самое с графикой. Не убога, не примитивна, но и без особых излишеств. Соблюдены общие формы. Но они не мертвы и не статичны. Через кусты можно проходить, деревья можно повалить танком или грузовиком. Многие дома открыты, в них можно зайти, пройтись по этажам и комнатам, занять позицию.
Активное главное меню: картинка не статична, а очень динамична и может показывать разнообразные сюжеты.
Точно так же, если вас убьют, не спешите: камера прокрутит, откуда в вас стреляли, и покажет стрелка. Это очень помогает не попасться во второй раз.
Единственное, что плохо (простите за тавтологию): единственное сохранение во время игры. При переходе к следующей миссии оно самоликвидируется, освобождая слот. Так же есть автосохранение по ходу игры на определенных участках. В общем, несмотря на все положительные стороны, в игре присутствуют несколько (по-видимому, сознательных) недоработок, которые причиняют некоторое неудобство и дискомфорт.
Заключение
У чешских разработчиков получилась невероятно притягательная и интересная игра. Динамичная и завораживающая, несмотря на всю её сложность и некоторую необычность. Тактический командный шутер Operation Flashpoint по многим показателям превосходит своих прочих собратьев по реалистичности, пространности и возможностям. Как внутриигровым, так и обеспечивающим игру. Хотя сюжет, если быть до конца честным, притянут за уши и попахивает откровенным антирусизмом. Что, конечно же, не мешает игре быть интересной, захватывающей и заставлять игрока неуклонно идти к конечной цели. Эту игру невозможно оставить, отложить просто так, и уйти побежденным. В ней рождается стимул дойти до конца. Несмотря на трудности.
Минимальные системные требования
- Windows 95/98/ME/2000
- Pentium 2 400MHz
- 64 Mb RAM
- DirectX 8.0
- 8Mb VGA
- 600Mb free hard disc
Обзор подготовил Сергей Оберман.