Пишу тебе, мама, из горящего танка - обзор OFP (Домашний ПК)
+ Первый действительно удачный симулятор боевых действий
+ Фотореалистичная графика
+ Высокая сложность
- Нет кампании за русских
- Предельно упрощенное управление боевой техникой
Тактические симуляторы - жанр сравнительно небольшой и спокойный. Конечно, и в нем были громкие имена, которые гремели, переворачивали и совершали революцию, но по сравнению с другими "монстрами" он выглядит просто тихой заводью. Вернее, выглядел, поскольку выход Operation Flashpoint, созданного никому доселе не известной чешской компанией Bohemia Interactive Studio, произвел эффект разорвавшейся бомбы.
- Кто-нибудь знает, можно ли в OFP играть за русских?
- А зачем тебе играть за русских? Ты что, проклятый комми?
(Реальный диалог на одном из западных онлайновых форумов)
Основное отличие OFP от других тактических симов заключается в глобальности разворачивающихся событий - здесь в модном жанре "параллельной истории" воссоздается самая что ни на есть настоящая война между блоком NATO и Россией, которая могла бы иметь место в середине 80-х годов. Впрочем, начнем с начала - т. е. с сюжета.
Есть у меня большое подозрение, что чехи до сих пор не могут простить России Прагу - уж в очень неприглядном свете выставлены русские в этой игре. Итак, в 1985 году в Советском Союзе после прихода к власти Михаила Горбачева, начавшего активно продвигать в народ такие понятия, как glasnost и perestroika, началось "брожение умов" в армии и спецслужбах и, как следствие, хаос и беспорядки по всей стране, приведшие в итоге к ее развалу.
Один из очагов сопротивления новому правительству возглавляет некий генерал Иван Васильевич Губа (почти Грозный), командующий Третьей Армией, располагающейся на одном из островов, который находится в непосредственной близости к базе NATO. Миротворческой, ясное дело. И хоть остров принадлежит Советскому Союзу, но ядерное оружие, контролируемое этим самым генералом, настолько не дает покоя Америке, что президент США Рональд Рейган начинает настойчиво предлагать Горбачеву свою посильную помощь в разрешении этого конфликта и в итоге таки выбивает из него "добро" на ввод войск NATO. Миротворческих, конечно.
В общем, после ознакомления с сюжетом почему-то начинают мерещиться чешские разработчики, азартно кричащие американским солдатам: "Танками их, танками!".
С сюжетом, слава Богу, покончили, пора переходить к разбору самой игры. Честно говоря, когда я впервые о ней услышал, да прочитал вышеизложенную предысторию, меня начали терзать смутные сомнения - уж больно игра походила на развесистую клюкву, которой собирались накормить доверчивых американских игроков. К счастью, опасения были напрасными, и во всем остальном Operation Flashpoint оказалась на высоте.
Как уже упоминалось, основная "фишка" OFP - ее размах. Если в играх вроде Delta Force и Project I.G.I. вооруженные силы США состоят, как правило, из одного диверсионного подразделения (во всяком случае, именно такое впечатление складывается при ознакомлении с их миссиями), то в OFP мы наконец-то видим регулярную армию. Здесь в каждом сражении с вашей стороны участвует минимум один-два десятка солдат, причем отнюдь не сами по себе, поскольку в игре, как и в жизни, в армии на вооружении находится масса самой различной техники, от обычных грузовиков и джипов до танков, вертолетов и самолетов (всего около 30 транспортных средств). Более того, всем этим хозяйством при желании можно управлять! Поначалу я недоумевал - неужели в американской армии обычный рядовой может при желании сменить M16 на M60, но впоследствии ситуация прояснилась - по ходу игры под наше управление попадают различные бойцы, и в танке сидеть будет именно танкист, а не пехотинец.
Говоря о "ходе игры", нельзя не вернуться к сюжетной линии. Если отвлечься от "бредоватой" завязки, то дальнейшее развитие событий выполнено очень и очень неплохо. Мы (т. е. американцы) то наступаем, то, в результате неожиданных контратак русских, откатываемся назад, совершаем дерзкие диверсионные вылазки в тыл врага, сотрудничаем с местными партизанами... В общем, задания самые разнообразные и в то же время вполне реалистичные (или кажутся таковыми) - во всяком случае, я, играя в OFP, не раз и не два вспоминал занятия по тактике на своей военной кафедре. Дело в том, что задания подобраны таким образом, что у игрока не возникает ощущения "одиночества", действия в отрыве от основных сил (или вообще сомнения в их существовании). Наоборот, каждый раз вы видите, что ваше задание - это только часть большого плана, причем зачастую именно от ваших действий зависит успешный исход всей операции (благодаря этому игрок не впадает в другую крайность и не начинает ощущать себя "винтиком большой машины", не оказывающим никакого влияния на происходящие события).
Интересно, что в OFP, в отличие от подавляющего большинства других игр, фраза "миссия закончена" отнюдь не всегда является синонимом фразы "задание успешно выполнено" - здесь миссии достаточно нелинейны, и для их завершения временами достаточно просто остаться в живых. При этом все ваши действия, насколько я понял, отслеживаются игрой - так, мой приятель, тоже играющий сейчас в OFP, рассказал, что его после нескольких неудачных миссий вызвал к себе командир и сделал строгий выговор: "мол, что с тобой происходит, соберись, парень" - чего у меня, например, не было (поскольку не было и череды проваленных заданий). Более того, на одном из западных форумов попалось просто замечательное сообщение - один из игроков жаловался, что его по ходу игры просто-напросто... отдали под трибунал - судя по всему, за "действия, несовместимые с честью американского офицера", или как там у них звучит эта формулировка.
Что ж, общее представление об OFP, я надеюсь, читатель уже получил, пора переходить к частностям. Сразу оговорюсь, что рассказать обо всем не получится - игра просто огромная, и для детального "разбора полетов" под этот обзор пришлось бы отвести места раза в три больше.
Итак, графика. Здесь все неоднозначно - с одной стороны, необъятные пространства (отдельные острова, по словам разработчиков, достигают 14 км в поперечнике), все объекты сплошь покрыты фототекстурами, из-за чего достоверность картинки значительно повышается... но с другой стороны - сравнительно низкая детализация как объектов, так и ландшафта, более подходящая для какого-нибудь танкового или авиасимулятора, чем для шутера от первого лица (каковым, по крайней мере внешне, и является OFP), временами порядком портят картинку. Одним словом, поглядите на скриншоты и примите к сведению, что в игре все несколько хуже.
По поводу игрового процесса хочется сказать, что OFP только выглядит как шутер, на деле же это оказывается достаточно серьезный тактический симулятор - фактически для него не годятся навыки ни из одного известного мне 3D-action, в том числе и других тактических симов. В какой Delta Force жизненно важным (в буквальном смысле) оказывается умение держать строй в танковом бою или наступать цепью под прикрытием БТР, какой Counter-Strike или Rainbow Six научит, как, имея в своем распоряжении отряд из пяти автоматчиков и двух гранатометчиков, не дать захватить населенный пункт впятеро превосходящим силам противника, которые к тому же подкреплены парой-тройкой БМП и Т-72?
Под стать сложности игрового процесса оказывается и интерфейс - он только на первый взгляд кажется до боли похожим на другие шутеры, но по мере продвижения по игре (а особенно - после повышения в звании и превращения в связи с этим из рядового в командиры подразделения) его рамки раздвигаются, и постепенно выясняется, что ваш персонаж на самом деле может гораздо больше, чем вы предполагали изначально.
Естественно, в такой игре просто обязана быть поддержка многопользовательских сражений - и она здесь есть. К сожалению, пока что нет возможности запустить выделенный сервер, что накладывает серьезные ограничения на онлайновую игру, однако к американскому релизу, намеченному на сентябрь, его обещают довести до ума. И тогда мечты о сражениях, в которых смогут принимать участие до 100 человек, наконец-то воплотятся в жизнь.
Искусственный интеллект, хоть временами и вызывает нарекания, тем не менее очень хорош - особенно если учитывать, какие задачи ему приходится решать в ходе боя. Приводить примеры не стану, поскольку места уже не хватает, скажу только, что в ходе первых трех-четырех миссий я убил всего троих вражеских солдат - с остальными противниками, равно как и с выполнением поставленных задач, замечательно разобрались бойцы моего подразделения.
Конечно, у игры есть и недостатки - в первую очередь это "аркадное" управление техникой (фактически ничем не отличающееся от управления солдатом), сверхъестественная меткость противника (без проблем попадающего в вас на бегу с расстояния в полторы сотни метров, даже если вы залегли в кустах) да некоторые промахи в отображении российского оружия. Но, во-первых, игры без недостатков бывают только в официальных пресс-релизах и живьем не встречаются, а во-вторых, в проекте такого уровня их, честно говоря, могло быть на порядок больше, причем гораздо более существенных.
Сергей Светличный
Домашний ПК #8-9, август-сентябрь 2001